В качестве нового вида административного наказания с 01.01.2013г. применяются обязательные работы, введенные  Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ.

Согласно статьи 3.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  обязательные работы могут применяться только в качестве основного административного наказания и заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

Обязательные работы назначаются судьей и устанавливаются на срок от 20 до 200 часов, при этом отбываются не более 4 часов в день.

Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении административного наказания в виде обязательных работ применяются с 1 января 2013 года.

Согласно статьи

32.13.

Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление судьи о назначении обязательных работ исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном федеральным законодательством.

 В случае уклонения лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ, выразившегося в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях .

За 12 месяцев 2013 года  на судебном участке № 3 Центрального района  г. Оренбурга рассмотрено 525 дел об административных правонарушениях.

    Из них передано по подведомственности  15 дел, прекращено производство по  18 делам( в т.ч. с вынесением устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ).

Всего подвергнуто наказанию лиц  490 , из них  юридических лица 3,  должностных лиц 22, индивидуальные предприниматели - 4.

Назначены следующие виды административных наказаний:  наложены административные наказания в виде штрафа в отношении 365 лиц, административный арест - 53, лишение специального права (водительского удостоверения) – 96, обязательные работы - 0.

За 12 месяцев 2014 года 

рассмотрено  682  дела об административных правонарушениях, из них передано по подведомственности  17 дел, прекращено производство по  22 делам ( в т.ч. с вынесением устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ).

Всего подвергнуто наказанию лиц  633 , из них  юридических лица 11,  должностных лиц 19, индивидуальные предприниматели – 2, физические лица-601.

Назначены административные наказания в виде предупреждения -3,  наложены административные наказания в виде штрафа 575, административный арест 39, лишение специального права  – 7, обязательные работы-8 .

   За 12 месяцев 2015 года 

рассмотрено  665 дел об административных правонарушениях,  из них  передано по подведомственности 8 дел,  прекращено производство по  28 делам .

  Всего подвергнуто наказанию лиц -609, в т.ч. вынесено постановлений о взыскании административного штрафа - в отношении 547 лиц,   административный арест-35, лишение специального права – 3, обязательные работы – 20 лиц.

   Мировым судьей судебного участка № 3 Центрального района г.Оренбурга за анализируемый период было назначено наказание в виде обязательных работ за совершение следующих правонарушений:

  •   2013г. 2014г. 2015г.
  • ч.1 20.25 КоАП РФ   7 11
  • ч.2 ст.12.7 КоАП РФ   1  3
  • ч.3 ст.19.24 КоАР РФ     6
  • Всего   8 20

Практику назначения наказания в виде обязательных работ по делам об административных правонарушениях можно рассмотреть на примере следующих дел:  

Так в отношении Г.И.А. в 2015 году на рассмотрение мировому судье поступило 6 протоколов об административном правонарушении по факту неуплаты в установленный требованиями ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ 60-дневный срок 6 административных штрафов в размере 600 рублей каждый, назначенных за совершение административного правонарушения по ст. 20.21 КоАП РФ (появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность). При рассмотрении дел Г.И.А. пояснил, что оплатить штраф не имеет материальной возможности, в связи с чем просил назначить ему наказание в виде обязательных работ. При  назначении наказания мировой судья, проанализировав виды наказаний, предусмотренных санкцией ч.1 ст.20.25 КоАП РФ (административный штраф в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов), с учетом мнения лица, привлекаемого к административной ответственности о виде наказания, то обстоятельство, что он не имеет возможности оплатить штраф, пришел к выводу о назначении Г.И.А. наказания в виде обязательных работ. По каждому из 6 дел суд назначил наказание в виде обязательных работ сроком 20 часов.

Также в 2015 году мировым судьей рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении Ч.М.А. по ч.2 ст.12.7 КоАП РФ. Так, судом установлено, что Ч.М.А. управлял автомобилем, будучи лишенным права управления транспортным средством, чем нарушил п. 2.1.1 ПДД РФ. При рассмотрении дела судом установлено, что у Ч.И.А. на иждивении находится малолетний ребенок, которого он полностью обеспечивает, поскольку супруга находится в отпуске по уходу за ребенком. В связи с чем Ч.И.А. просил назначить ему наказание в виде обязательных работ. При  назначении наказания мировой судья, учитывая наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность, факт нахождения на иждивении у Ч.М.А. малолетнего ребенка, а также отсутствие постоянного места работы, проанализировав виды наказаний, предусмотренных санкцией ч.2 ст.12.7 КоАП РФ (штраф в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов), пришел к выводу о возможности назначения ему наказания в виде обязательных работ сроком 100 часов.

За совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.24 КоАП РФ, санкция статьи предусматривает альтернативное наказание: либо в виде обязательных работ на срок до 40 часов, либо в виде административного ареста на срок от 10 до 15 суток. При рассмотрении дела в отношении О.М.А. по ч.3 ст.19.24 КоАП РФ мировой судья,  принимая во внимание степень общественной опасности совершенного правонарушения, а также наличие у О.М.А. двоих малолетних детей, содержание которых обеспечивает О.М.А., проанализировав виды наказаний, с учетом санкции статьи, предусматривающей назначение ареста на срок от 10 суток, что может негативно сказаться на материальном положении семьи О.М.А., суд назначил наказание в виде обязательных работ сроком 20 часов.

Таким образом, возможность назначения

административного наказания в виде

обязательных работ

является альтернативой

применению административных штрафов, арестов. Так, в отношении отдельных лиц, исходя из их материального и семейного положения, иных значимых обстоятельств, назначение обязательных работ из иных, предусмотренных альтернативной санкцией статьи КоАП РФ наказаний, соответствует цели административного наказания, закрепленной в ст.3.1 КоАП РФ. Кроме того, наказание в виде административного штрафа не всегда исполнимо по отношению к лицам, ведущим асоциальный образ жизни, зачастую привлекающимся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, не имеющим постоянного места работы и возможности оплатить штраф. По отношению к указанным лицам обязательные работы зачастую являются единственным исполнимым видом наказания.