Частью второй статьи 19.4.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок.

За период с начала года по 31.05.2015 г. на судебном участке № 3 Центрального района г.Оренбурга рассмотрено 3 дела об административных правонарушениях по ч.2 ст.19.4.1 КоАП РФ, из которых:

дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора ООО поступило из Государственной инспекции труда в Оренбургской области.

Государственной инспекцией труда в Оренбургской области издано распоряжение о проведение проверки в отношении ООО на предмет соблюдения трудового законодательства, по поводу обращения Л.Т.А. Директору ООО вручен письменный запрос на предоставление документов и информации, необходимых для проведения проверки. Однако к проверке директор ООО не предоставил запрашиваемые документы. Бездействие директора ООО повлекло невозможность осуществления федерального надзора по соблюдению законодательства, а также объективного, всестороннего, своевременного рассмотрения заявления в полном объеме. 

Согласно ст.360 Трудового кодекса РФ, Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Одним из оснований для проведения внеплановой проверки является обращения и заявления граждан о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии со ст.357 ТК РФ, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.

Судом установлено, что в рамках поступившего от Л.Т.А. заявления о нарушении трудового законодательства, Государственной инспекцией труда в Оренбургской области назначалась проверка в отношении работодателя ООО, в ходе которой должностное лицо действовало в пределах предоставленных ему полномочий. В целях защиты прав и интересов работников, в том числе рассмотрения обращения Л.Т.А., директору ООО было выдвинуто требование о предоставлении документов, необходимых для проведения проверки.

На основании изложенного должностное лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.4.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Аналогичное правонарушение допущено юридическим лицом ООО. в отношении которого дело об административном правонарушении поступило в производство мирового судьи из Государственной инспекции труда в Оренбургской области.

 Государственной инспекцией труда в Оренбургской области издано распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО на предмет соблюдения трудового законодательства, по поводу обращения М.Е.Ю. При проведении внеплановой выездной проверки ООО не предоставило документы, необходимые для проведения проверки. Бездействие юридического лица повлекло невозможность осуществления федерального надзора по соблюдению законодательства, а также объективного, всестороннего, своевременного рассмотрения заявления в полном объеме. 

В связи с вышеизложенным суд пришел к выводу о признании ООО виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.4.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200000 рублей.

дело об административном правонарушении в отношении ИП, поступило из Управления Россельхознадзора по Оренбургской области.

Управлением Россельхознадзора по Оренбургской области издан приказ о проведении плановой выездной проверки в отношении ИП на предмет соблюдения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, с целью выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласованного с прокуратурой Оренбургской области и приказа «Об утверждении плана мероприятий по ветеринарному и фитосанитарному контролю (надзору) поднадзорных объектов в феврале 2015 года». работнику ИП вручена копия приказа о предстоящей проверке в месте осуществления предпринимательской деятельности – кафе. Однако к месту проведения проверки ИП не явилась, что повлекло невозможность проведения плановой выездной проверки. 

Ч.1 ст.5  ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что определение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их полномочий осуществляются в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и законом субъекта Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п.1  Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 327) федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.

В соответствии с пп.д п. 6 Положения Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие функции осуществляет надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами законодательства Российской Федерации в закрепленной сфере деятельности, в том числе: надзор за выполнением ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения.

Ч.5 ст.12 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

Судом установлено, что Управлением Россельхознадзора по Оренбургской области назначалась плановая выездная проверка в отношении ИП по месту осуществления ею предпринимательской деятельности в кафе, в ходе проверки должностные лица действовали в пределах предоставленных им полномочий. ИП получила приказ о проведении проверки, однако к месту проведения проверки не явилась.

С учетом вышеизложенного суд пришел к выводу о признании ИП виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.4.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.