В статье 12.26 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Определениями КС России от 3 июля 2007 г. N 593-О-П *(184) и от 3 июля 2007 г. N 594-О-П *(185) отказано в принятии к рассмотрению жалоб, в которых указывалось, что данная статья противоречит Конституции РФ, поскольку предусмотренная ею обязанность пройти медицинское освидетельствование является принуждением и нарушает право гражданина не свидетельствовать против себя самого. Как отмечено КС России, закрепленная в данной статье обязанность лица, управляющего транспортным средством, подозреваемого в нарушении ПДД, пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения не препятствует ему воспользоваться правом не свидетельствовать против себя самого, закрепленным в ст. 51 (ч. 1) Конституции РФ; сама по себе комментируемая статья, направленная на обеспечение безопасности дорожного движения, не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.
Диспозиция ч. 1 данной статьи указывает на такие действия (бездействие), как невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. То, что субъектом административного правонарушения является именно водитель транспортного средства, уточнено дополнением, внесенным Федеральным законом от 21 марта 2005 г. N 19-ФЗ.
Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475*(189) на основании ст. 27.12 КоАП РФ утверждены:
Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов;
Правила определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством.
Приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 г. N 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)"*(190) утверждены:
Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);
Форма Акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);
Форма журнала регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).
В пункте 9 Постановления Пленума ВС России 2006 г. N 18 (в ред. Постановления ВС России от 9 февраля 2012 г. N 2) даны следующее разъяснения:
основанием привлечения к административной ответственности по указанной статье является зафиксированный в протоколе об административном правонарушении отказ лица от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, заявленный как непосредственно должностному лицу Государственной инспекции безопасности дорожного движения, так и медицинскому работнику. В качестве отказа от освидетельствования, заявленного медицинскому работнику, следует рассматривать не только отказ от медицинского освидетельствования в целом, но и отказ от того или иного вида исследования в рамках медицинского освидетельствования;
при рассмотрении этих дел необходимо проверять наличие законных оснований для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, а также соблюдение установленного порядка направления на медицинское освидетельствование. О законности таких оснований свидетельствуют: отказ водителя от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения при наличии одного или нескольких признаков, перечисленных в п. 3 названных выше Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475; несогласие водителя с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; наличие одного или нескольких признаков, перечисленных в п. 3 данных Правил, при отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. О соблюдении установленного порядка направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, в частности, свидетельствует наличие двух понятых при составлении протокола о направлении на такое освидетельствование. Если при составлении протокола отсутствовал один или оба понятых, то при рассмотрении дела этот протокол подлежит оценке по правилам ст. 26.11 КоАП РФ с учетом требований ч. 3 ст. 26.2 данного Кодекса;
обстоятельства, послужившие законным основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование, должны быть указаны в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ч. 4 ст. 27.12 КоАП РФ) и в протоколе об административном правонарушении, как относящиеся к событию административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ);
представление впоследствии в суд водителем, который отказался от прохождения медицинского освидетельствования, акта освидетельствования, опровергающего факт его нахождения в состоянии опьянения, само по себе не свидетельствует о незаконности требования сотрудника милиции. Судье в указанном случае необходимо учитывать обстоятельства отказа от прохождения медицинского освидетельствования, временной промежуток между отказом от освидетельствования и прохождением освидетельствования по инициативе самого водителя, соблюдение правил проведения такого освидетельствования и т.п.
В пункте 5 Постановления Пленума ВС России 2006 г. N 18 (в ред. Постановления ВС России от 9 февраля 2012 г. N 2) разъяснено следующее:
при совершении водителем, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным такого права, других правонарушений, предусмотренных комментируемой главой, его действия следует квалифицировать по ч. 1 либо ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ и соответствующим статьям комментируемой главы. Однако в случаях, когда указанные лица управляли транспортным средством в состоянии опьянения либо не выполнили законное требование сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования, их действия подлежат квалификации соответственно по ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ либо ч. 2 ст. 12.26 комментируемой статьи;
если находящийся в состоянии опьянения водитель, имея право управления определенными категориями транспортных средств, управляет транспортным средством иной категории, то должностным лицом Госавтоинспекции составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 12.8 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения), а если водитель отказался от прохождения медицинского освидетельствования, - об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 комментируемой статьи. В указанном случае действия водителя по управлению транспортным средством при отсутствии у него права управления данным транспортным средством подлежат квалификации по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ. При наложении уполномоченным должностным лицом административного взыскания по правилам, предусмотренным частью 1 ст. 28.6 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении не составляется;
с учетом того, что к водителям, не имеющим права управления транспортными средствами, не может быть применено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами, их действия подлежат квалификации только по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ и в случае совершения ими административных правонарушений, предусмотренных статьями комментируемой главы, устанавливающими в качестве единственного основного наказания лишение права управления транспортными средствами (например, частью 4 ст. 12.2, частями 3, 4, 5 и 6 ст. 12.5, частью 3 ст. 12.10, частью 4 ст. 12.15, за исключением фиксации этого правонарушения работающими в автоматическом режиме техническими средствами, а также частью 3 ст. 12.27 КоАП РФ);
Согласно ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных статьей 12.26 КоАП РФ, применяются задержание транспортного средства, т.е. исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
За 2 квартал 2025 года на судебном участке № 3 Центрального района г.Оренбурга рассмотрено 5 материалов об административных правонарушениях по ст. 12.26 КоАП РФ.
№
ст. КоАП
Всего С назначением наказания Возвращено Передано по подведомственности
штраф (из них с назначением лишения права управления) арест
12.26 5 2 3 0 -
Наказание в виде административного штрафа с лишением права управления транспортными средствами
Дело об административном правонарушении № **. в отношении И** по ч.1 ст.12.26 КоАП РФ поступило 05.05.2025г. В судебном заседании И** вину признал, в содеянном раскаялся.
В судебном заседании было установлено, что ** 2025 года в 00:35 час. И** управлявший автомобилем ***, государственный регистрационный знак *** регион с признаками опьянения (запах алкоголя изо рта, нарушение речи), около дома № * по ул. ** в г. Оренбурге, отказался от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, а также не выполнил законного требования сотрудников ДПС о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, чем нарушил п. 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090.
При назначении наказания суд принял во внимание характер совершенного правонарушения, связанного с источником повышенной опасности, личность виновного, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств. 23.05.2025г. вынесено постановление о признании И** виновным и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 45000 (сорока пяти тысяч) рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев.
Наказание в виде административного ареста
Дело об административном правонарушении № **. в отношении М** по ч.2 ст.12.26 КоАП РФ поступило 22.04.2025г.
В судебном заседании было установлено, что ** 2025 года в 05 час. 40 мин. М** управлял автомобилем **, государственный регистрационный знак ***, не имея права управления транспортными средствами, с признаком опьянения (резкое изменение окраски кожных покровов лица), в районе дома № ** по ул. *** в г. Оренбурге не выполнил законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
М** вину признал. Просил строго не наказывать. 22.04.2025г. вынесено постановление о признании М** виновным и назначено наказание в виде административного ареста сроком на 10 суток. При назначении наказания суд принял во внимание характер совершенного правонарушения, связанного с источником повышенной опасности, обстоятельства совершения правонарушения, наличие смягчающих обстоятельств в виде признания вины, отсутствие отягчающих обстоятельств.
Фактов назначения наказания, не предусмотренного санкциями указанных статей, не имелось.
В апелляционном порядке дела данной категории не обжаловались.
В сроки, свыше установленных ст. 29.6 КоАП РФ, дела данной категории не рассматривались.
Постановления по делам данной категории объявлялись немедленно по окончании рассмотрения дела.
Помощник мирового судьи О.В. Логанова