Пленум Верховного суда принял Постановление от 29 января 2015 г. N 2

"О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

В данном Постановлении Верховный суд отнес утрату товарной стоимости к реальному ущербу: "к реальному ущербу, возникшему в результате дорожно-транспортного происшествия, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утраченная товарная стоимость, которая представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта".

Причем возместить утрату товарной стоимости страховщик обязан не только в том случае, когда возмещает ущерб путем выплаты страхового возмещения, но и тогда, когда направляет автомобиль на ремонт.

Также по ОСАГО должны возмещать не только расходы на восстановительный ремонт машины, но и повреждения груза, который этот автомобиль перевозил. В ОСАГО, по мнению Верховного суда, включено возмещение убытков не только автовладельцам, но и другим собственникам. В том числе подлежит возмещению ущерб, причиненный не только автомобилю, но и иному имуществу (забор, дом и пр.), в пределах тех сумм, которые предусмотрены законом об ОСАГО. Теперь это 400 тысяч рублей вместо прежних 120 тысяч. Напомним, что это повышение страховой суммы распространяется на тех клиентов, которые заключили договор об ОСАГО после 1 октября прошлого года.

Закон «Об ОСАГО» предусматривает обязательный претензионный порядок. Сначала необходимо обратиться в страховую компанию, а потом, если не последовал ответ, или ответ не удовлетворил - в суд. Устанавливаются: порядок действий, более жесткие сроки, конкретизируются условия обжалования.

Уточняется, что страховщик по ОСАГО должен оплатить ущерб, даже если авария произошла не на дороге, а во дворе, на парковке, при погрузке на эвакуатор - в любом случае, если транспортное средство имело возможность передвижения.

Примечательно, что Верховный суд также определил и степень ответственности страховой компании за автосервис, в который она направила машину на ремонт. Согласно вступившим в силу поправкам в закон об ОСАГО, ответственность за оказание услуг несет именно сервис.

Чуть ранее было определение Верховного суда, согласно которому за качество ремонта несла ответственность страховая компания, которая направила автовладельца в этот сервис. Сейчас за качество ремонта отвечает автосервис, но если после ремонта обнаружились проблемы, то, согласно постановлению пленума Верховного суда, за их устранение несет ответственность именно страховщик.